«Нетрезвый водитель. Нарушение и наказание. Реальные истории»

23.07.2020

«Нетрезвый водитель. Нарушение и наказание. Реальные истории»

«Нетрезвый водитель. Нарушение и наказание. Реальные истории»

Об осужденных по ст. 264 УК РФ, отбывающих наказание в колониях Адыгеи, рассказали на страницах республиканской газеты . https://www.sovetskaya-adygeya.ru/index.php/stati/19967-netrezvyj-voditel-narushenie-i-nakazanie-realnye-istorii

Страшный сон 

Каждый день Сергею снится один и тот же сон.   Любимый «басовый» трек в динамиках автомобиля, прохлада кондиционера, приятное коньячное послевкусие, предвкушение того, что вечер еще не окончен, яркие ксеноновые фары, освещающие дорогу и… визг тормозов, резкий толчок, впившийся в грудь ремень безопасности и пробивающееся, словно сквозь туман, осознание случившегося. Сергей просыпается на жёсткой кровати и возвращается в реальный мир, где он – в прошлом молодой и перспективный специалист – осужденный. Утром на поверке спецконтингента сотрудник колонии называет его фамилию и Сергей торопливо прибавляет… «Осужден по статье 264 часть 4 срок - пять лет лишения свободы».

В прошлом году на дорогах России произошло более 164 тысяч ДТП, в которых погибло почти 17 тысяч человек. На дорогах республики за шесть месяцев - с начала 2020 года - произошло 196 дорожно-транспортных происшествий, погибло 35 человек и 229 получили ранения.

 

В режиме «выкл»

За каждой аварией – кровь, слёзы и наказание виновнику ДТП. Статья 264 Уголовного кодекса Российской Федерации - Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств - предполагает от 2 до 12 лет лишения свободы, в зависимости от тяжести совершенного деяния. В колониях Адыгеи по этой статье отбывает наказание свыше 20 человек. В республиканской столице 179 осуждённых к лишению прав состоят под надзором уголовно-исполнительной инспекции.

Если в ДТП пострадала только техника, многие считают это «за счастье», но если есть пострадавшие - из административной плоскости происшествие переходит под юрисдикцию статьи 264 Уголовного кодекса Российской Федерации. Многие оказываются в колониях.

- ДТП повлекло гибель людей, унесло чужие жизни. В первые дни пребывания в колонии осужденными по 264 статье владеют отчаяние и безысходность, ведь они еще до сих пор не верят, что жизнь сложилась именно так, разделившись на две половины – «до» и «после». Когда они поступают к нам - они в «шоковом» состоянии, даже не осознают, что с ними случилось! Нам – сотрудникам колонии - их приходится успокаивать, привлекать психологов. Осужденные сами себя не могут простить за то, что совершили! – рассказывает заместитель начальника колонии-поселения № 3 майор внутренней службы Мурат Мезужок. В этом учреждении отбывают наказание «дтпэшники».

Осужденный за совершение ДТП Руслан понимает, что случившееся – это следствие его беспечности, легкомыслия, самоуверенности:

- Ну что стоило мне принять вправо… притормозить….. приглушить музыку?! Да и зачем мне надо было ехать на машине, ведь можно было вызвать такси? Я не могу эту песню слышать даже, сразу перед глазами встает человек, попавший под колеса моей машины. Первые месяцы жить не хотел, как мне маме смотреть в глаза? – я невольный убийца, - эмоционально говорит бывший менеджер по продажам.

Увы, инстинкт самосохранения «включается» запоздало. Почему он не способен уберечь людей? Пенитенциарные психологи знают, что современный уровень развития техники создаёт такие условия, в которых ошибки, связанные с психоэмоциональным состоянием оборачиваются дорожно-транспортными происшествиями, катастрофами, чрезвычайными ситуациями на производстве.

- С экранов постоянно демонстрируются фильмы, когда даже из страшной аварии герой выйдет целым и невредимым - максимум с мужественной царапиной. Многие, осужденные за совершение ДТП, часто рассказывают о том, что не раз представляли себе до происшествия, как их машина «случайно» наехала на скалу, врезалась в дерево, сбила человека. Некоторых людей – в особенности молодых и недалеких, говоря простыми словами, «надирает» - превысить скорость, «похулиганить» на дороге, «подрифтить». Каждый из них, уверена, осознает опасность такого поведения, но бессознательные мотивы, побуждают людей вести себя с риском - получить травму, совершить аварию. Чувство самосохранения переводится в режим «выключено». Одно но… к таким последствиям, как лишение свободы, они оказываются не готовы, - комментирует психолог Яна Толстова.

 

 

Последствия несдержанности

 Когда утром, выезжая на работу, учебу, к родственникам, водитель садится за руль, он даже не предполагает, что один миг может изменить в корне твою жизнь, и теперь придётся жить с осознанием того, что лишил человека жизни. Быть «убийцей поневоле» не хочет никто. Виной всему – невнимательность, беспечность, легкомыслие, самоуверенность.

Любой человек, в определённый момент жизни, может стать жертвой несчастного случая. В местах лишения свободы «дтпшников» видно сразу. Они не похожи на осужденных по уголовным статьям и держатся особняком. Предприниматели, менеджеры, рабочие вырваны из привычной обстановки. В майкопской колонии № 6 отбывают наказание осужденные по статье 264.

Автомеханику Азамату 32 года, выросший у бабушки в ауле научился водить и сельхозтехнику, и трактор. Спиртное не употребляет принципиально: «Не мое!», Профессия автомеханика и подработки – он занимался ремонтом и строительными работами в республиканской столице - давали достойный заработок.

- В районе стадиона забрал девушку, собирались ехать домой. На перекрестке улиц Пушкина и Гагарина загорелся зеленый свет, я пропустил две машины, двинулся вперед … и не заметил мотоциклиста, который на большой скорости врезался в правый бок моего автомобиля. Я вызвал скорую, ГАИ… Мысль была одна - лишь бы мотоциклист выжил! Но он умер на операционном столе, - вспоминает подробности страшного вечера осужденный.

Случилось это почти два года назад, до суда Азамат находился под подпиской о невыезде. Пока следствие шло, съездил на похороны к потерпевшему, соболезновал, предлагал помощь. Как сам признается, он не думал об условном сроке, готов был к наказанию, и, после приговора, в колонию пришел сам.

- Это мой грех… Я готов нести наказание… Понятно, что его не вернуть, вину искупить не могу, но помогу пережить это горе. Жаль мотоциклиста – ему всего 29, приезжал он в Майкоп изредка, работал вахтовиком на северных стройках. Судом мне назначен штраф – 480 тысяч рублей, погашаю по мере возможности, хочу возместить моральный ущерб родственникам.

Азамат осужден на 1 год 9 месяцев лишения свободы, после освобождения в течение трех лет не имеет права садиться за руль. В планах на будущее - достроить в родном ауле дом, работать и жить «обычной» жизнью. К сожалению, отец девушки, после суда, запретил дочери общаться с осужденным.

- В будущем бояться руля я не буду, но буду внимательнее. За рулем все свои действия надо просчитывать заранее, нельзя отвлекаться – ни на телефон, ни на разговор с пассажиром. Молодым могу посоветовать - быть осторожными! Правила написаны для всех!

Наказание в четыре с половиной года колонии назначил суд Магамету из Дагестана. В Москве он работал в фирме, занимавшейся установкой натяжных потолков. Периодически он ездил домой – в Махачкалу - по трассе «Дон-М4».

- В Воронежской области пошел на обгон фуры, но, возвращаясь в свою полосу, «заставил» несущуюся навстречу машину прижаться к обочине. На следующий день мой автомобиль объявили в розыск, так как тот водитель не справился с управлением и врезался в «отбойник» - погибли три человека. Моя вина сомнительна… Я понимаю потерпевших, сочувствую, но иск в три миллиона погасить немедленно не могу. Мой автомобиль арестован судебными приставами, продать его невозможно, а заработок в колонии по сравнению с иском очень мал.

После освобождения хочет вернуться домой - в Махачкалу – к родителям и никогда не уезжать из родной республики. Цель у Магомета, как у всех – семья, работа, дети. С девушкой расстался он сам - «чтобы не ждала».

200 грамм - потерянные годы

 

Когда человек садиться пьяным за руль или нарушает правила дорожного движения осознано, он подвергает опасности не только себя, но и других людей. В Адыгее за шесть месяцев 2020 года 696 водителей за управление транспортными средствами в состоянии алкогольного опьянения задержано сотрудниками ГИБДД республики, из них – 104 повторно.

Дядя Миша, так его называют в колонии-поселении № 3 – «мастер на все руки», признался, что после смерти матери в течение двух недель пытался заглушить потерю алкоголем. Родные уехали на четыре дня по делам, оставив его в одиночестве. Весь воскресный день прошел в ожидании приезда жены и детей:

- Я немного выпил – грамм 200 -  и решил сходить за хлебом к ужину в ближайший магазинчик. Идти 450 метров, но я думаю – поеду на велосипеде, а выведя его за ворота, решил поехать на машине, тем более она стояла у дороги. Аккуратно ехал по своей улице, но внезапно под колеса машины бросился человек! Я нажал на тормоз, но столкновения не избежал. Когда выбежал из машины, на асфальте лежал мой 80-летний сосед – пожилой учитель – он еще моих детей учил – вышел на улицу без слухового аппарата и очков - почти ничего не слышал и плохо видел, тем более в темноте. До приезда скорой он умер, - рассказывает дядя Миша.

Он не скрывал на освидетельствовании того, что выпил. Находясь под подпиской о невыезде, просил прощения у родственников, был на похоронах погибшего.

- Никогда не забыть эти мгновения. Каждый день, каждый час вспоминаю этот удар, голову старика, умирающего у меня на коленях. Я виноват, очень виноват… К своим шестидесяти годам даже не думал, что окажусь в местах лишения свободы. Что стоило пройти эти метры, или поужинать без хлеба…, - запоздало сожалеет дядя Миша.

Он работает на предприятии за пределами колонии, на хорошем счету у администрации исправительного учреждения и хочет только одного – вернуться домой, где деда ждут внуки.

Владимир, житель одного из пригородов Майкопа 31 декабря начал отмечать Новый год «как принято» - ударными дозами спиртного. Под вечер, чтобы праздник был настоящим, он решил поехать за петардами. Срывался снег, а изморозь на лобовом стекле внедорожника, Владимир решил не убирать. Возвращаясь обратно по мокрой дороге в поселок, он сбил двух мужчин, которые шли по обочине.

Даже не осознав происшедшего, «пиротехник» доехал до дома и первым делом… налил себе водки. Через полчаса уже сотрудники полиции рассказали ему, что пешеходов он сбил насмерть. Итог «праздника» - 5 лет лишения свободы и более двух миллионов рублей компенсации.

Вячеслав, когда-то носил лейтенантские погоны, служил в одном силовом ведомстве. Потом ушел, как это было принято в начале 2000-х «в бизнес». Размеренная, спокойная жизнь, достаток, небольшая фирма, приносящая стабильный доход – в общем, никаких проблем не было. Как-то вечером, после дружеского застолья, Вячеслава остановили «гаишники».

- Никаких претензий к сотрудникам не было. Поступили правильно – Выпил? Да! – Лишение прав! – Да! В итоге меня – за «пьяную» езду   лишили прав на полгода. Когда «попался» еще раз – без прав, с вторичными признаками алкогольного опьянения, то суд присудил год лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении для бывших сотрудников правоохранительных органов, - рассказывает экс-лейтенант.

Наказание он отбывал далеко от дома, в Смоленской области. Сейчас вышел условно-досрочно, твердо пообещав себе, что откажется от употребления алкоголя в принципе. К сотрудникам ГАИ испытывает смешанные чувства: с одной стороны, считает он, можно было не заметить «выхлопа». Но, подумав, рассуждает:

- Если бы я в тот день угодил в аварию, то никто не разбирался бы, прав я или нет. Выпил? – Виноват! Хорошо, если бы без пострадавших, а если кто-то погиб. В смоленской колонии таких как я – много – бывших военнослужащих внутренних войск, милиционеров, есть приставы и сотрудники УИС. Немало осужденных по 264 статье. Мне «повезло» - я здесь оказался без ДТП. Жаль тех людей из «бывших», которые осуждены за аварию со смертельным исходом. Познакомился в колонии с успешным, перспективным капитаном - он в одночасье сломал себе жизнь и карьеру. Причина – племянник родился, выпил на радостях и поехал по-быстрому домой… В результате такой «быстрой» езды - двое погибших, конец службе и осознание, что ты – невольный убийца навсегда! - говорит Вячеслав.

Сейчас он привыкает к прежней жизни вольного человека. Но еще два года за руль не сядет, так как права ему в ближайшее время не вернут.

 

За руль - нельзя

В случае отсутствия пострадавших или причинения легкого вреда здоровью суд может назначить условное наказание. В республике немногим менее трехсот человек состоит на учете в уголовно-исполнительной инспекции с пометкой «запрет на управление автотранспортом».

По 264 статье Уголовного кодекса на учете в инспекции состоят взрослые сформировавшиеся люди в возрасте от 20 лет. Инспекторы УИИ признаются, что молодежь, осужденная за управление транспортом в состоянии опьянения, в полной мере не осознают серьезности наказания:

- Резкие, дерзкие ребята приходят. Что-то требуют, торопятся: «Где тут подписать?!» - иногда не выдерживаешь, делаешь замечание: «Молодой человек вы осуждены судом за совершение правонарушения - это судимость со всеми обязательствами. Перспектива условной «свободе» – колония!» Очень неохотно осознаю, что это эта перспектива - реальна, - рассказывают в УИИ

- Надо было вообще поехать на такси! - укоряет себя осужденный условно Алексей. Он, решив продолжить традиционное празднование пятницы, в вечернее время поехал в магазин за водкой. На нерегулируемом перекрестке, не уступив дорогу, врезался в багажник другого автомобиля, получил незначительные ушибы.

- Я был пьян, не контролировал себя. Наорал на другого водителя в том, что это он виноват в аварии, кричал на полицейских – в себя пришел только в отделе полиции. Очень стыдно за своё поведение. Только позже я осознал, будь скорость чуть больше, мог погибнуть сам и погубить других. Страшно…, - вспоминает он.

Ему повезло - свободы его не лишили, чего не скажешь о правах. Раз в три месяца он приходит «ногами» - это принципиально - в инспекцию отметится. Случаются и курьезы, когда лишенные прав граждане, на «отметку» приезжают на автомобилях. В таком случае, горе-водителю грозит составление протокола и административный арест – от трех до 15 суток.

- По прибытию осужденного – раз в три месяца - мы проверяем, как вёл себя осужденный, запрашиваем сведения в ГИБДД, мониторим базу штрафов. Если гражданин, лишенный прав уличен в управлении автомобилем, то это будет иметь серьезные последствия - вплоть до реального лишения свободы. «Лишенцы» на своем авто уезжают в соседние регионы, на побережье, - рассказывает Эмма Хачатурова, заместитель начальника отдела республиканской УИИ.

Осужденные за ДТП, как правило, дисциплинированы, и не видят особо труда ежеквартально отмечаться, приносить положительные характеристики. Ведь в зачастую их преступление – оплошность, следствие невнимательности или роковое стечение обстоятельств.

- В горах Адыгеи произошло дорожно-транспортное происшествие. Пожилой мужчина, выезжал со стоянки и не увидел в «слепой зоне» зеркала заднего вида несущуюся «легковушку». Среагировать он не успел, легковой автомобиль перевернулся, водитель и пассажир погибли. Для мужчины это стало настоящей трагедией. Его регулярно привозил в инспекцию взрослый сын, и, наверное, даже после возвращения прав на управление автомобилем, сам он за руль не сядет, - рассказывают сотрудники инспекции.

Урок на всю жизнь

Денис уверен – главное – это самодисциплина. Везде и во всем - во всех сферах жизни. И в первую очередь – за рулем. Он часто вспоминает своего вдохновителя - у того была шикарная спортивная машина, но вопреки привычному поведению владельца спорткара, он ездил по городу медленно, соблюдая все правила:

- Он сказал, что этому нужно долго-долго учиться! Мне иногда за рулем хотелось где-то «придавить», где-то пересечь сплошную, превысить! Пристёгиваться ремнём безопасности? Зачем он нужен? Мы же на Кавказе! Никогда не пристёгивался и естественно нарушал, - рассказывает Денис. Осознание необходимости соблюдения правил дорожного движения пришло позднее, чем следовало.

Несколько лет назад он возвращался домой – туман и дождь не располагали к быстрой езде, и потому скорость была километров 30 в час:

- Молодые люди – парень и девушка – возвращались с вечеринки. В тумане они перебегали дорогу и я их не заметил… Вызвал скорую, в итоге – у парня сотрясение, а у девушки – трещина бедра. У меня – шок, машина - в кювете, суета стресс. А мне на следующий день на учёбу ехать, жду ГАИ и думаю: «Да как же я поеду на сессию экзамен сдавать?»

По примирению сторон Денис выплатил ущерб пострадавшим, уголовное дело не возбуждалось. С того дня Денис не превышает скорость, обязательно пристегивается, соблюдает требования знаков и каждый раз перед тем как сесть за руль… молится.

- Некоторое время назад я прямо заставлял себя пристёгиваться ремнём безопасности, но после тех событий это впечатано в подсознание! Да, я не всё в жизни могу проконтролировать, но пристегнуться ведь я могу. Вроде бы ремень – это такая малость, но именно из мелочей состоит наша жизнь! - ДТП для Дениса стало уроком на будущее, домашнее задание он выполнил, зачет сдал. Такой урок, уверен он, дается один на всю жизнь, и пересдать его невозможно.

 Простые правила

Автомобиль - источник повышенной опасности, и потому, нарушение правил дорожного движения влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Садясь за руль необходимо знать правила эксплуатации автомобиля, его технические характеристики, следить за его исправностью, ведь ваш «железный конь» является сложным устройством, которое обладает опасными свойствами для окружающих и в полном объеме не поддается контролю со стороны человека.

Есть простые правила, соблюдать которые учат с детства. Когда наши дети видят, что мы - старшие - нарушаем правила дорожного движения, они воспринимают наш негативный пример как должное.

- Казалось бы, папа превысил скорость, демонстрируя сыну возможности нового авто - значит папа прав, уверен мальчишка. Родители, вы же взрослые, вы должны научить детей! Те, кого вы не научили в детстве соблюдению правил, нарушив их, не подумав о последствиях, могут оказаться в местах лишения свободы, сломав себе жизнь, – призывает к правопослушному поведению психолого Яна Толстова.

Министерство здравоохранения предупреждает об опасности курения, размещая на пачках сигарет флюорографические снимки «дырявых» легких, «уставшего» сердца и другие страшные картинки - выглядит убедительно! Неужели чтобы понять то, что автомобиль – опасен, надо обклеить его фотографиями страшных аварий? Осужденные по 264 статье Уголовного кодекса, отбывающие наказание в колониях Адыгеи, сформулировали простые правила:

- Для начала – просто пристегнитесь ремнем безопасности, будьте внимательны. И помните, водители, что человек за рулем всегда намного ближе к перспективе оказаться в местах лишения свободы, чем пешеход!

Елена Маркова, 

член Общественного совета УФСИН России по Республике Адыгея

Поделиться:

Дата последнего обновления: 23.07.2020 15:30

Книга памяти

архив новостей

« Октябрь »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
  2019 2018 2017  
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо

Телефон доверия

Направить сообщение в УФСИН России по Республике Адыгея через Госуслуги
Решаем вместе